Дьявольское око
Страна: Швеция
Премьера фильма: 17 октября 1960 (Швеция)
Продолжительность фильма: 01:27:00
* И вновь Дон Жуан (или как правильно по-испански — Дон Хуан)! Именно его избирает на это раз Сатана своим всевидящим оком, разумеется, не без божьего попущения. На сей раз мистификация очень остроумная. Тут и явное указание на беспутную жизнь героя — ему уже очень далеко за сорок, а он всё еще живет с одной женщиной, вместо того чтобы жениться на другой, и завещания и иные документы хранят гробовое молчание. Ещё одним недостатком этой истории была явная гротескность, фантазия авторов явно зашла за грани возможного. В таком случае, как в рулетке, из-за броска костей может выбросить совершенно неожиданное, непредсказуемое число. Между тем, как нельзя лучше подходит для такой цели упоминание о всех апостолах сразу, а также о первом епископе Луке. Такое и в православной молитве можно услышать, когда величают Христа, Богородицу, святых и составляют им святцы. Но на протяжении всего повествования ни одного предзнаменования я не заметил, кроме метаморфозы главного героя, восседающего на троне. Но тогда было бы вполне объяснимо, почему сатана сразу же заинтересовался дон Жуаном, ведь он, по сути, примерил на себя маску главного героя и бросил свой посох в пучину моря. И что в ответ на это получил? О, никакой катастрофы. Всё обошлось, хотя и весьма неожиданным образом. Была и ещё одна загадка. Почему образ главного героя так похож на самого патриарха Никона? Неужели хотел уподобить его Иоанну Златоусту? Если так, то эта попытка Сатаны не была успешной: в своей полемике с Никоном первый патриарх никогда не стал бы употреблять этого имени. Ответ на загадку открылся довольно быстро. В этой истории впервые появляется принц Пенье, который в своих странствиях по миру обнаруживает портрет, написанный с натуры. Однако портрет этот очень сильно напоминает портрет царя Алексея Михайловича. Царь изображен в парике, вместо короны — золотая грива, а в левой руке держит скипетр, державу и державу Сатаниэля. Загадка сразу же разрешается, а перед нами предстает Иван Грозный, причем не в царском облачении, а, как и Никон, в подряснике и камилавке. По всей видимости, на этот раз мы имеем дело не с перевоплощением, а с каким-то мистическим духовным опытом.
Год: 1960 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Djävulens öga | Режиссер: Ингмар Бергман |
В главных ролях |