Золотой теленок. С таким счастьем — и на экране
Страна: Россия
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: 00:39:00
* Действие фильма начинается с морем. Очертания морского пейзажа, который вот-вот откроется, помогают яснее почувствовать основную канву действия. Фильмы и телепрограммы, которые находятся здесь, построены как диалог моря и души человека. Многое в них напоминает фильмы Рязанова и Гайдая с их крылатыми афоризмами. В «Золотом теленке» Д.Бертолуччи в форме диалогов и монологов с героями проходит более 400 часов экранного времени, снимаемого на Валааме и в крымских монастырях и скитах. Когда я писала свою книгу «Анна Каренина. Золотой телик – 1», я упомянула об экранизации «Золотого теленка». Известная актриса Валентина Талызина, игравшая Каренину, сказала мне по телефону: «Фильм прекрасный. Он очень русский». В качестве «золотого телика» рассматривается целая группа людей. В фильме «Золотой телиК» мы видим жизнь в монастырях (её создатели – сотрудник Московской Патриархии, известный журналист Леонид Парфенов и оператор А.Степанов) в очень символической, а в некотором смысле и в чудовищной форме, что соответствует и атмосфере, и времени, в котором он происходит. События, показанные в фильме, наглядно отображают историю России, которая никогда не жила без периодов обновленчества и застоя, но всегда была способна «революционизировать себя изнутри». Владимир Набоков, автор книги «Лаура и ее оригинал», писал о «Золотых теленках» как об одном из самых великих фильмов, который он видел. Но изображение иностранных режиссеров, которые приезжали снимать этот фильм, не просто разочаровало, а вызвало острое неприятие. Ведь фильм снимался в монастыре, который находился в Советском Союзе, а интервью с монахами были записаны в Большом, или в Колонном, или еще в каком-то зале… И все же, как говорят, наглость – второе счастье. Наша наглость помогла нам в съемках этого фильма. Почему-то считается, что у нас нет талантливых режиссеров. А у нас их есть. Пусть работают. Тем более что наш золотой теличек-4, по сценарию которого был снят фильм, был отлит в этом же монастыре. Были сомнения у режиссеров и операторов в том, что удастся доснять картину.