Мир мне представляется большой симфонией… М. К. Чюрленис
Страна: СССР
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: :00
* Действие фильма начинается с признания Чюрлёниса в своей любви к музыке классической России: в концертном зале консерватории ему довелось услышать героическую, лаконичную, тревожную музыку Чайковского, в то время как в доме его матери, где он подолгу гостил, во время прогулки по городу, листая книгу Тютчева, он впервые увидел декорацию к "Евгению Онегину", простодушно подаренную ему матерью в первые дни приезда в Ригу. Живя в свободной музыкальной среде Германии, он познакомился с музыкой Чайковского – романтической, философской и лирической. С одной стороны, её чудесные вариации на темы из "Ромео и Джульетты", смелая, восторженно-ностальгическая увертюра к "Пиковой даме", символистские "Пляски смерти", в которых отражены актуальные взаимоотношения человека с его фольклорной субъективностью, с другой – "Патетическая оратория" Рахманинова, проникнутая ощущением безысходности бытия, трагизма глубинной человеческой любви. И эта самая могучая сила, которой отменно владеет Чюрленнис, открывающий её чудесным превращениям, превращается у него в особый способ восприятия мира. Очарованный её простотой, он соединяет музыкальные элементы не только с реалиями жизни, но и формирует их, превращая атомы в оформленные идеи. В разработанном им (1906-1914) свойстве "привязывать" музыкальные мелодии к слову, обыгрывать слова и словосочетания в своём воображении и, наконец, радикально пользоваться всей текстовой информацией, – заложен своеобразный драйв его творческих поисков, в результате которых рождается философское сочинение, осуществлённое виртуозным и активным языком большого оркестра, действующих лиц и декораций, в котором музыкальные темы, совершив головокружительный перелёт, внезапно возвращаются в привычную реальность. "Свойство с детства развито в Чюрле и проявляется в том, как, слушая музыку, он превращает одно в другое, как он соединяется с музыкой, чтобы связать её с миром, как музыка постепенно становится центром его существования".