Хроника Минского гетто 2. За честь и свободу
Страна: Беларусь
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: :00
* В СССР культивировался миф, что евреи в гетто Беларуси шли на смерть безропотно, без сопротивления. О подпольной борьбе, о восстаниях за колючей проволокой, о героизме не пишут. До сих пор за высокими заборами г. Новогрудка, известных как базары, бывшие улицы Центра города, Погулянка, Заречье, за всеми газонами (кроме Артамонова и Герда), за всеми кладбищами ни одной могилы, где не было бы погребения евреев. Единственный могильный холмик — у Шолома Нахмана, сына хасидского праведника, похороненного в 1938 году в Вильнюсе. Русские и белорусские евреи, жившие в геттах, рассказывают, что в еврейских городках стояли цвингеры (специальные здания, предназначенные для одиночных могил), выкопанные руками советских людей. В Цвингере мог быть похоронен кто угодно — летчик, инженер, студент, работник горпромкомбината, учитель, председатель колхоза, делопроизводитель, сапожник. Теперь это еврейские кладбища. Дискриминация евреев в Польше отразилась не только на геттах. Евреи-женщины, как уже было сказано, были лишены права вступать в брак с польскими евреями. Женщин тоже депортировали. Их привозили в специальные места в Польше — в Тесличи, Таварычи, в 1943 году — в Лагевники, а в 1944 году — тоже в Лаговники. Всего в лагерях смерти погибло 100 000 советских женщин. В Люблинском гетто таким образом погибло и было депортировано около 6500 женщин. И та же судьба постигла 750 еврейских мужчин. Убийство польских женщин в Минске Это правда, что немцы убивали людей в Минске. Вот выдержка из записи очевидцев этого массового убийства, сделанной еще до начала войны. "По улице Фомичева шел ребенок и пинал ногами мертвую мать. Слез и крика было много, людей было много. В толпе люди говорили: «Они виноваты, что Польша не освободилась от немцев». Очевидец той ужасной церемонии рассказывает об убийствах женщин, детей и стариков:"…Когда колонна проходила мимо нас по улице Ф. Эсамбаева, все увидели страшное зрелище: бесчисленная толпа женщин, стариков, детей, мужчин, обоего пола, женщин, раздетых, полураздетых лежали в самых разнообразных позах.