Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Страна: Россия
Премьера фильма: 11 октября 2012
Продолжительность фильма: 01:21:00
* Главный герой — монах. У него есть прототип: Старец Паисий — греческий монах, ныне святой, скончался в конце XX века на Афоне. Другой монах — Христодул, его сподвижник, также действует в романе. Роман по большей части автобиографичный, первые два тома романа написаны в начале XX века, последним томом завершается XIX век. В центре романа — трудное и полное лишений духовное развитие русского монаха-исихаста, знакомство с ним и общение со Старец — Учителем — Старцем Паисием (в русском варианте его имя передаётся как Сегорий). В романе представлены несколько моментов созерцания и молитвы: длительное безмолвие (ночь), безмолвное таинство, созерцание иконы, размышления в тишине, молитвы после многих часов молчания, молчания в час утреннего пения, беседы с Иисусом Христом и с Богородицей. Роман написан в традициях русского духовного песнотворчества и содержит элементы православного исихазма. По своему жанру роман является «романом-притчей» и носит автобиографический характер. В романе рассматривается проблема духовного возрастания человека, её трактовка в отечественном литературном наследии. По замыслу автора, автор не стремился подражать или заимствовать из мира религиозных идей и теорий. В первую очередь это художественная литература и в этом состоит отличие произведения от философских трактатов о духовном возрастании. В книге не находят место ни цитаты, ни новеллы, то есть мноие элементы фантазии автора являются авторским вымыслом и фантазия проявляется в передаче духовных состояний персонажа. В частности, в данном произведении автор передаёт духовный опыт своего старца Сегория, основные черты которого: Старые русские богатыри "Пращур Игорь Святославович" и "Дядька Добрыня Никитич" — по происхождению из дружинного населения, являются выходцами из византийской традиции. Игорь — потомок великого киевского князя Святослава, правившего в 964—972 гг. На военной службе Игорь Святославич проявил себя как великолепный полководец, который не проиграл ни одного сражения. "Добрыня Никитичу" в качестве знамени были пожалованы византийские золотые щиты, в которые были вложены в виде лилия святого Романа. В реальности эти щиты принадлежали императору Роману IV Лакапину. Русский богатырь — смиренный слуга Иисуса Христа, сын рабыни. Сегорию удалось обратить старшего брата — византийского императора Константина — в христианство.