И ляжет путь мой через этот город...
Страна: Россия
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 01:20:00
* Когда в ноябре 1993 года в Венеции снимался фильм Прогулки с Бродским, никто еще не знал, что это будет не только первая, но, увы, и последняя съемка "Дороги", но фильм в любом случае был сделан по заказу Союза кинематографистов, который пожелал убедиться в том, что Бродский – на самом деле тот, за кого он себя выдавал, без каких-либо наслоений "литературной легенды". И это был первый опыт такого рода за всю историю взаимоотношений Бродского с миром искусства. Впрочем, не будучи ни драматургом, ни режиссером, он был бы не вправе претендовать на звание "некоронованного короля" современной русской культуры, поскольку жить вне ее – значило бы идти против ее законов, но не против желаний самого автора. В этом парадокс его биографии. С одной стороны, власть над всем миром (даже не над стихами, нет, а над всем, что связано с культурой вообще – в частности, это была власть не только над Россией, но и над миром всего ХХ века) и, с другой стороны, – проникновение в самые, казалось бы, недоступные области человеческого знания, которые Бродский постигал, как ребенок, с легкостью, превосходящей всякое человеческое умение, в том числе и множество гуманитарных, но все же, кажется, не в ущерб здравому смыслу и логике. С самого детства он писал стихи, еще не понимая, что они означают. Но он знал, он чувствовал, что, не будь его, не было бы Пушкина, не потому что Пушкин – идеальный поэт, а потому что стихи – это то, что делает из черновиков Пушкина настоящие стихи. И Пушкин, если бы не Бродский, так и остался бы не поэтом, а лишь поэтом для поэта, как это происходит в той или иной мере со всеми гениями. Стихи творят поэта, сами оставаясь только подспорьем. Правда, и Пушкин тоже – поэт для поэта. Пушкин называл его, без иронии, "последним немецким поэтом", подразумевая под немецким то, чем эти последние поэты становились в России, "внутренней эмиграцией".