* Действие фильма Beaubourg, centre dart et de culture Georges Pompidou начинается на фоне парижской площади Бастилии, и заканчивается в Кремле. Близость и событие искусства к власти очень часто оценивается двояко. К власти стремятся во имя тех, кого можно любить, и ненавидят тех, кому можно только мстить (Шодерло де Лакло "Опасные связи"). Что касается искусства, то оно весьма часто служило средством для реализации материальных, а иногда и политических выгод. Так было и в нашей стране в очень короткий период после революции. Да, конечно, функции "удерживающего от зла" и "направляющего к добру" у искусства разные. Но в главном его действие всегда было примерно таким же. Как часто оно было беззащитно перед "прогрессивным" образом мышления со всеми его "достижениями" и лозунгами, которое не всегда может быть оценено адекватно (свобода выбора, "ответственность" и т.д.). А в эпоху буржуазно-демократических революций искусство было по большей части не защитой, а инструментом борьбы. И часто самой циничной борьбой. И прекрасно это чувствовало. Иначе почему сегодня я почти не встречаю писателя, с которого можно было бы спросить по всей строгости, что он сделал для своей страны и для нас? Один из героев Ильфа и Петрова вспоминал, как во время войны он, будучи фронтовым корреспондентом, заметил, как у деревенских ребят загорелись глаза, когда они увидели советский танк. Этот момент был изображен в фильме с известным героем Олега Стриженова в главной роли. И что же! Ребятня радостно кидалась камнями в танк, под который был подбит их танк. Родители же не брали в школу этого героя, потому что он-де "буржуй", а не воин. Недавнее заседание Совета по культуре при президенте РФ, посвященное ситуации в российском кино, оставило неприятный осадок. Председатель С.А.Соловьев высказал огромное количество критических замечаний к различным аспектам деятельности киноорганизации "Пермкино", объединением которой занимались более 20 организаций. При этом чаще всего он не указывал конкретных цифр, не ставил количественных показателей, а говорил в основном о "беспомощности и некритичности" критики и критиковал "неэффективность" контроля над деятельностью организаций.