* Русский дворянин Федор Васильевич Протасов не может мириться с лицемерием окружающей его среды, но бессилен бороться с ней. Он начинает пить, уходит из дому, странствует, поступает в "службу" исправником, но вскоре по "подвигам" молодости выходит в отставку и заводит свое дело. Дела его идут худо, приходится немало вести судебных процессов, нарушать закон. Но он считает себя обманутым обществом, в котором не находит понимания и поддержки своих стремлений. Пытаясь покончить с этой ошибкой, он едет в Сибирь к своему бывшему "земляку" князю Куракину. Там он видит сказочное процветание "нового хозяйства", которое основано на "образцовом агрономии". "Земля большая, урожаи высокие, скот тучный, люди культурные, и все счастливы. Я не мог не подивиться этим порядкам, в которых все управлялось на пружинах экономического расчета". Итак, Онегин пытается вернуться в мещанскую среду, как и Андрей Болконский и Евгений Базаров, но он уже ясно видит, что это стремление бессмысленно. "Онегин, Печорин, я - все мы жили в мире, где несчастные, добрые и разумные любили несчастных, добрых и разумных, и любили не потому, что их любили другие, а потому, чтобы не лишиться самих себя" (т. 7, с. 290). Ему приходится поэтому возвращаться в мир людей недобрых, злых и жестоких, "мир не джентльменов и не леди", а людей, которых не любят и не уважают "ни в свете, ни в деревне". На "черный день" у Онегина есть деньги, а у Печорина уже нет. Он истратил их, чтобы уехать в Париж. На пароходе к ним присоединяется молодой француз Антуан. Печорину все становится безразлично, его увлекает яркая жизнь другого, таинственного и странного человека, которая дала ему "неспокойную и несбыточную надежду" (Онегина 4, с 430). Таким Онегиным, "холодным" и "безответным", и является Печорев в поэме. Его поведение напоминает поведение героя "Героя нашего времени" Максима Максимыча или "Благородного разбойника" в "Герое нашего времени". Но Печоерев был непохож ни на Швабрина, ни на Ивана Антоновича.