Нет счастья на земле
Страна: СССР
Премьера фильма: 1922 (СССР)
Продолжительность фильма: 00:39:00
* Нужда с первых же дней захватила молодоженов Николая Покровского и Веру. Случайно Вера знакомится с богатым человеком Оболенским, давним другом Николая, и с его помощью устраивается работать гувернанткой к племяннику князя Оболенского. В доме Николая Петровского, властного и богатого помещика, Варя и Коля живут открыто. Но Николай часто встречает Веру, которую любит, и у него возникает замысел: однажды покинуть свою супругу, чтобы жениться на Вере. Николай добивается этой цели, но по дороге на областное совещание министров Оболенский умирает от сердечного приступа. Кто же перед ним — трагическая жертва случайно найденной любви или же злонамеренный враг? Судебный процесс, суд присяжных, сложная и запутанная трагическая коллизия — в центре внимания пьесу. В пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп» (1883) ярко и правдиво показан романтизм буржуазного либерализма, тонкая и острая социальная сатиричность. В отличие от эпохи 1840—1850-х гг., когда в русской драматургии преобладали герои-любовники и герои-завистники, в этом произведении Л. Толстого центральную роль играют произведения, отражающие душевное смятение и нравственную пытку людей, которых ранее считали выше критики. Со все большей остротой ставится вопрос о соотношении «метафизического» и «практического», о сущности, уме и справедливости. Так, среди персонажей «Живого трупа» выделяется главный герой — Николай Ростов, глубоко сентиментальный человек. В отличие от героев классических произведений, которые выступают в отрицательном образе, у Николая Ильича Ростова обрисован «хороший» и социальный облик, его переживания, конфликты. Николай Ростов — добрый, отзывчивый человек, кроткий, для которого честь семьи — высший нравственный закон. В конце концов в условиях ограниченного круга близких людей, в атмосфере семейного ада Николай совершает поступок, который характеризует его как лицемера и ханжу, мстительного, злого и безжалостного. После совершения преступления он испытывает «ужас смерти», и рассказ о нем, как и весь роман, заканчивается фразой: «Жизнь, честность, справедливость и добродетель — вот что теперь выше всего».