Начало
* Философское эссе об октябрьской революции 1917 года и ее влиянии на судьбу мира в 20-м веке. В нем А. Ципко подходит к вопросу об ответственности за происходящие в мире изменения, т. е. оценивает возможную меру свободы, которую он дает человеку в зависимости от уровня чистоты его морального поведения. И, так как свобода воспринимается каждым по-своему (в силу индивидуального жизненного опыта), то и результаты оказываются совершенно разными. С точки зрения социального эксперимента интересен анализ А.Ципко фактов насильственного устранения государственной власти. Известен факт уничтожения царской семьи. С точки зрения социальной теории это действие можно расценивать как приемлемый способ решения проблемы политического кризиса власти, но только при наличии достаточного количества гражданского общества, которое может контролировать социальные процессы в государстве и не дать принять их за неизбежность. Схожая ситуация может возникнуть и в ходе социальных процессов, начатых революцией, в особенности, если ее идеологическое обеспечение не носит позитивного характера. В начале 20-го века, расстрел царской семьи так же расценивался как законное решение проблемы политического и социально-экономического кризиса, еще не коснувшись лично царя и его семьи. С другой стороны, такое значение для общества, оказываемая властью услуга, не могла быть сданна. Поэтому результат оказался различным. В период «военного коммунизма» большевики, которые окончательно прекратили производство и распределение, довели ситуацию до абсурда. То же можно сказать и о периоде коллективизации. Даже в период НЭПа, по прошествии времени, можно было с трудом найти двух людей, которые бы не испытывали неприязни к системе, которую они использовали. В период «нэпа» уничтожение политической системы, которая "обеспечивала" существование привилегированного класса (буржуазии), можно рассматривать, как вполне приемлемый вариант. Но когда имущественная система становится главным регулятором общественных отношений (государственная собственность, право), то в таких условиях, только изощренное, продуманное государственное устройство способно надежно обеспечить сохранение достигнутого уровня жизни. Более того, зная характер рациональности социальной структуры, можно с уверенностью говорить, что такое свойство невозможно в случае, когда государственная власть в целом обладает достаточно низким уровнем социальных связей, т, е. является элементом самодовлеющей социальной системы. При социализме система социальной власти является составной частью государственного аппарата, который охватывает индивидов, общественные группы, организации и природные объекты. Поэтому уровень организации социальной системы в такой ситуации может привести к социальным катастрофам, вероятность которых возрастает с каждым годом в связи с интенсивным развитием.
Год: 1967 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Артавазд Пелешян |