Portrait of a Man of Power
* Действие фильма начинается с демонстрации заседаний Художественного Совета при ООН, в котором ежегодно, в течение длительного времени, выбирается лауреат Нобелевской премии за выдающиеся достижения в литературе. Председатель совета, президент Международного ПЕН-клуба Альфред Коржибский, с энтузиазмом принимает любую кандидатуру: он уверен, что премии вручаются, прежде всего, талантливым. На одном из заседаний заседания ведут дискуссию об отношении к Нобелевским премиям в искусстве, одна из участниц остроумно замечает, что опыт показывает, что главными вдохновителями преступных деяний являются не те, кто имеет Нобелевскую премию, а те, кого наградили ею. Это высказывание кажется несколько парадоксальным на фоне политики и ценностей Нобелевского комитета. Но вот в зал входит лауреат этой самой премии и объявляет, что не принимал участия в дискуссии... Непосредственно к фильму документальных хроник 1920-40-х годов с комментариями собраны письма к писателям-премиатам. Уже из этого можно сделать вывод, что писатели не были, да и не являются до сих пор, законодателями литературной моды. Наша культура сегодня стремится к тиражированию в широком кругу читателей того, что ранее считалось литературным каноном. Однако для того, чтобы подобные каноны утвердились, должны быть зафиксированы традиционные эстетические ценности и представления о должном и прекрасном. Мне показалось, что эта работа раскрывает проблему, не сформулированную в открытой печати, - именно создание таких канонов или «условий игры» поддерживает стабильно высокую планку в искусстве. В фильме показывается несколько интервью с писателями разных стран. Прекрасно, что это фильмы, снятые не по заказу, а потому, что они интересны. Но в этом стремлении записать на магнитофон любой разговор, любой диалог чувствуется желание режиссера выразить себя, а не передать запечатленный на пленку творческий замысел. Критерии оценки письма к Нобелевскому лауреату зависят от того, кто его пишет и о ком. Я попытался, надеюсь, показать, что творчество во многом определяется субъективными состояниями автора, например, страхом смерти или боязнью одиночества, тщеславием или агрессией, желанием быть на виду или тайным «посещением музеев»… Но это всего лишь один пример – из того, о чем я говорил. Как бы то ни было, внутренняя мотивация художника всегда имеет большую роль, чем его внешний замысел. Действие фильма Portal (Великобритания) происходит в США в 1959 году.
Год: 1991 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Zlatina Rousseva |