* Действие происходит на Кубе времён Батисты. Скромный продавец пылесосов Уормолд неожиданно становится резидентом английской разведки. Чтобы как-то оправдать своё присутствие, он начинает рассказывать о себе не очень-то лестные вещи. Приходит пора возвращаться, но уже поздно: его вычислили. И вновь появляется принципиально новая завязка сюжета, которая делает фантастику вполне обыденной. Пятая планета находится от Земли на расстоянии 37 световых лет. Для перелетов на эту орбиту не требуется ракетных двигателей: нужно лишь направиться на восток или на запад. К тому же она всегда над головой: ее можно увидеть, даже находясь в океане. А над водной поверхностью планеты он поднимается только в дни гигантского солнечного затмения: такой день длится в жизни человека всего 12 часов. Перелет занимает, таким образом, всего 48 минут. Можно ли было догадаться об этом раньше? Конечно, можно было. Впрочем, для нас, привыкших к фантастике, Луна и звезды - привычная среда обитания, а уж Марс-то из собственного опыта знаем! Чтобы разобраться в задумке авторов, следует вспомнить специфику жанра научной фантастики, вот как определено это понятие в "Справочнике по научной фантастике" (1974 г., стр. 2): "фантастический сюжет, цель которого не столько в предвосхищении подлинных открытий и научных изобретений, сколько в раскрытии новых свойств объекта, его внутренней структуры или в описании параллельных миров". Конечно, "Луна и звезды" - не образец литературы для детей, но явление не новое. К нему тоже приложили руку "вдохновители" американской фантастики, а именно - Рэйнс и Кондорсе, составившие "Руководство по научной фантазии", где, в частности, отмечалось, что "в произведениях на космическую тематику большую роль играют моделирование (конструирование) космических аппаратов и их конструирование, а также гипотеза о возможности их создания на основе атомной энергии". Что касается научной фантастики в России, то она, по словам К.И. Чуковского (1882), "нечто вроде устаревшей оперы, рассчитанной на стариков и детей" (хотя у нас любили пение, да только к чему оно, когда все работало на жизнеспособность сюжета?). Хотя в самом жанре уже в первой половине ХХ в. наметилось несколько сильных течений, например, "космический реализм", связанный с именами И.А. Ефремова, А.Н. Толстого, Д.Б.
Год: 1959 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Our Man in Havana | Режиссер: Кэрол Рид |
В главных ролях |