Олег Кулик: Вызов и Провокация
* Фильм рассказывает о творчестве Олега Кулика — художника и куратора, одного из самых известных в мире представителей актуального российского искусства. Художник, который принимает вызов общества и становится теоретиком искусства. Когда началась «война с искусством» и художники оказались один на один с огромным количеством людей, которые тоже стали кричать «давайте закончим эту войну», — тогда и появилось то, что мы называем опорочиванием искусства. Мы понимаем, как здорово это все было придумано, что все журналисты писали, что это провокации, что на самом деле ничего подобного нет, что никто ничего не заказывал. Все это было сделано для того, чтобы все стало прозрачным и понятным. Когда началось использование на практике в отношении искусства насилия, а затем стало ясно, что либеральное общество не может существовать без манипуляций и убийств, оно стало коррумпированным. Даже консерваторы, которые говорили, что они будут отстаивать традиционные ценности, в том числе и через отношения искусства и власти, на деле оказались готовы действовать в рамках рыночных отношений. То есть либерал уже не говорит о ценностях, а говорит о возможностях, он говорит: «О’кей, давайте я сейчас буду говорить о ценностности, а когда это принесет прибыль». И здесь мы видим, как с этого начинался глобальный передел мира. В результате произошел глобальный кризис, который, мне кажется, в ближайшее время будет проходить не на уровне стран, а в масштабах целых цивилизаций. В какой-то момент мы говорим: «Как так? Мы же постоянно боролись с этими вещами». А на деле оказывается, что нас в свое время очень грубо заставили отказаться от всего того, что называется искусством и предметом искусства. Заставили отказаться от того, чем люди наслаждались и хотели наслаждаться. Нас лишили возможности наслаждаться искусством. Это искусство, которое не может быть просто предметом. Это не предмет, который можно взять в руки, рассмотреть, и он уже ничего не представляет. Это совершенно другое пространство. Например, феномен импрессионизма, который был основан на воспроизведении целостных, гармоничных состояний — это результат процесса развития общества. Одно дело — создавать на поверхности краски, которые затем переходят в глубины живописи. Другое дело — пропускать через себя и структурировать в пространстве вещь, которая становится предметом и сама по себе является произведением искусства, то есть искусством с большой буквы. Для того чтобы это понять и прочувствовать, нужно учиться семь лет. Искусство нужно понять, понять, что оно значит для человека, чтобы его можно было назвать искусством.
Год: 2008 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Евгений Митта |