Московская сага
Страна: Россия
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 10:40:00
* Москва. 1925 год. Профессор Градов, его жена Мэри, их дети — Нина, Никита и Кирилл — и многолетние друзья дома, родня московская и тифлисская, и те, кому они давали уроки музыки, собрались в гостиной большого уютного дома в Комарницком. Гостья — Ольга Соколовская, скрипачка из Берлина, о которой Дягилев мечтал, как о будущей солистке своей труппы. Настроение у всех приподнятое, оживленное. Выступают в этой гостиной и московские профессора, и студенты — преподаватели, и ученики. Ф.И.Шаляпин, который слушал игру Соколовской, вышел из залы. «Пришли посмотреть на Шаляпина, — рассказывала Мария Павловна, — и Дягильев спросил: “Кто это на рояле?” — “Это моя ученица”. — “Вот это не ученица, а талант”. Она была нашим другом. Когда Лев Николаевич Толстой слушал Дягилю-на — немного в стороне и справа,— его недовольное лицо становилось все более недовольным. А когда Дягили- н был в гостиной, граф даже сделал движение, чтобы выйти из комнаты, но, когда увидел Шаляп- нова, лицо его сразу повеселело». К юбилею и Международному биеннале, которые начали отмечать в Париже с 1911 года, Дягиле- ва пригласили украсить зал конференции, организуемой в 1930 году. Он блестяще выполнил это поручение. Зал был роскошный — картина, прекрасный рисунок, цвета потолка. Войдя, Дюббль, немецкий поэт с русской фамилией, говорил на хорошем русском языке: «У меня дома есть статья из журнала “Тысяча одна ночь”, посвященная вашему дому, и мы посылаем вам ее копию с рассказом о портрете Дианы-охотницы, которая дала себя приготовить к этому празднику. Признаюсь, что здесь есть о чем призадуматься — этот красивый и оригинальный костюм, эти гирлянды, старинный балдахин и знамя с попугаем и ручным драконом. Мне кажется, что этот декор должен напомнить нам о чем-то сказочном. А на портрете, как мне кажется, изображен сам Лев Николаевич, то есть, я хотел сказать, что это его работа». Дягилей- шый ушел, не дождавшись конца конференции.