Возвращение на землю обетованную
Страна: Армения
Премьера фильма: 1991 (СССР)
Продолжительность фильма: 01:27:00
* Белый город — Ахалкалак — это провинциальный армянский город в Грузии, который предстает на экране то пародийной, то трагической моделью всей советской имперской истории, от конных состязаний на призы Сталина, где главенствуют не состязающиеся воины, а официозные манекены с ярко раскрашенными морщинистыми лицами, до падения Берлинской стены, отмеченного обилием национал-социалистических лозунгов на всех перекрестках. Подобная окраска неизбежно и настойчиво вторгается в современную жизнь, меняя ее и превращая в представление. Фильм «Городской пейзаж» и сам по себе может стать примерным учебником по курсу истории искусства соцреализма, однако, как это ни парадоксально, что бы ни создавало и ни влияло на это искусство, оно в конечном счете оказывается не консервативным, а постмодернистским, и здесь нет ничего удивительного, потому что постмодернизм, если уж говорить о литературе, искусстве и кино, отвечает ее собственным устремлениям. Модернистские тенденции в искусстве, конечно, сегодня стали более очевидными и более массовыми, чем в восьмидесятые годы, однако это не имеет ничего общего с революцией, как, например, культурная революция в восьмидесятых годах, которая тоже была направлена против традиционного искусства, но возникла в результате стихийного, то есть лишенного всякого теоретического основания, протеста против сложившегося в обществе порядка вещей, а не как радикальное обновление этого порядка. Такая революция — это современный бунт романтиков: художников против институтов, архитекторов против архитектора, писателей против писателя, кинематографистов против кинематографиста. И постмодерн, явный парадоксально-комический, иронический и пародийный по своей сути, не противоречит реализму в литературе и кино как сугубо реалистическому искусству. Просто он отрицает патентованные ценности и каноны и создает новые, постмодерна и в литературе, и в кино. Именно в этом и заключается новаторство постмодерного искусства: оно вносит в традиционный тип повествования тот самый алогизм, который не действует на людей, эмоционально воспринимающих историю, и тем самым ставит под сомнение саму сущность исторического повествования. Но ведь это именно то, о чем говорил Шиллер: «Истина сопутствует герою в его приключениях, превращая его в трагический персонаж. Вот почему историю нельзя считать абсолютной, она искажает ее прежде всего в том случае, если всегда старается убедить нас в обратном.
Год: 1991 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Veradardz avetyats yerkir | Режиссер: Арутюн Хачатрян |
В главных ролях |