Небывалый поход
* Фильм-репортаж о движении двадцатипятитысячников – рабочих, направленных Партией в 1929 году на поднятие села. Фильм показывает, как народ проявляет на деле свои пролетарские качества. В результате происходит массовый подъем, когда крестьяне и рабочие, вместе взявшись за руки, останавливают ушедших по бездорожью в город бандитов. Репортаж, на мой взгляд, не очень смешной, не прочитывается как комедийный. Одним из недостатков его является то, что героем всей картины – Владимиром Дубининым, изображенным в ней наряду с другими людьми, – он не является. Ни один из авторов сценария и режиссеры – Альджамба, Фетин, Кондрашин – не собирались специально формировать образ главного героя. Их интересовал момент агитпропа, стимулирование и внедрение нового героя в массовое сознание посредством кинофильма. В этом, по их мнению, состоял новый подход. Но пока он не давал результатов. «Он не выдавал себя, — вспоминал впоследствии Фетмин, - мы и не торопились его от себя отлеплять. Я занимался оборудованием сцены, монтированием картинки. Васильев был занят организацией пуска картины на экран». Кинокартина была представлена на всесоюзный смотр в Москву, на «Октябрь». И получила одобрение у специалистов, однако у зрителей ее приняли не с распростертыми объятиями. Зато, как вспоминал Василий Шукшин, который смотрел «Кубанских казаков», «народ забраковал – какое-то у фильма было нехорошее дыхание». Впрочем, это замечание справедливо не только для фильма Альджамбы, но и многих других – и глупых, и смешных, и просто хороших – работ советских режиссеров. «Кубанские казаки» проходили в прокате с большим успехом, много лет спустя в беседе с Шукшиным Альджама вспоминал, что успех «Кубанским казакам» обеспечивала то, "…что вычленить из всего фильма самое лучшее, самое захватывающее было невозможно". «Мы даже кинооператоров побаивались, – вспоминал Альджяма, — потому что мы для них были тогда совершенно новые люди». Фильм завершил опыт Тарханова по созданию агитационного фильма и дал ему толчок к тому, чтобы попробовать найти художественные средства и средства воздействия на общественное сознание средствами кино. В начале тридцатых годов Альджаме стало скучно работать в театре. Он был уже опытным режиссером, но предпочитал самостоятельную работу.
Год: 1931 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Михаил Кауфман |