Село Степанчиково и его обитатели
Страна: Россия
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: 02:53:00
* Фома Фомич Опискин – приживал в доме помещика Ростанева. Несмотря на собственную невежественность и тщедушность, Фоме Фомичу удаётся убедить окружающих в своей востребованности, в том, что именно он, а не какой-нибудь там Митрофанушка, полезен обществу, а следовательно, достоин богатства. Ростанев тем временем искренне любит главного героя: «Мой Опискин любим и уважаем всем обществом». То, что Опискину удаётся «много» и «всем» у него получается, вызывает у читателя только восхищение: «И вот уже мечта, всегда, рядом с нами, стоит только протянуть руку…» Сомнения, сомнения. Они сопровождают писателя всю жизнь, и нередко выглядят более глубокомысленными, чем обычно. Вот, например, одна из таких мыслей: «… Как ни странно, но это освобождение, эта свобода не даёт покоя, беспокоит, беспокоится всё наше существо. Никогда, ни в какие времена мы не были так близки к этому освобождению, так хорошо понимали его. И вот, неизвестно отчего, оно представляется теперь нам не исполнимым, не достижимым, и мы, потому, что сами знаем свою конечную цель, скорее передумываем и отказываемся от неё». Как и многие герои Достоевского, Описков мучается проблемой отношений с жизнью. Главная мысль романа – человек – это раб и абсолютно грешное существо. Раб своих страстей. Но, что же его, в таком случае, заставляет пытаться вырваться из этого плена? Ответ прост, как всё гениальное. Может быть, причиной тому служит то, что он принадлежит к «вечным» людям. Быт, работа, семья – вот, что его держит в этом мире. Это не только цепи, это ещё и очень тяжёлые кандалы. «Но, нет, – вдруг невольно вырвалось у меня, — нет… это не цепи. Они потому только и называются цепями, что не дают вам свободы. Но, если бы они вас и не держали, так ведь, всё равно, в конце концов, вы бы нашли в них себя или кого-нибудь другого. Да ведь, пожалуй, и нашли бы, если б только захотели». Этот, очевидный вывод, автор оставляет читателю, как неоспоримое доказательство любви к своему герою, и большой благодарности к нему.