Беседы с Солженицыным
Страна: Россия
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: 01:44:00
* В фильм вошли съемки монологов Солженицына и диалогов его с Сокуровым о русской литературе и языке, о фольклоре и смысле творчества, об истории и современности. А также эпизоды личных встреч Соколова и Солженицына, когда Солженицын говорил о зависимости России от Запада, о ненависти Запада к России и свою бессмертную книгу о сталинских лагерях заканчивает о том, что на Западе пора прекратить мечтать о русской свободе, а лучше добиваться свободы своей, американской, и заметил, что эта книга ни в коем случае не будет экранизирована…" Нет сомнения, что в разносительной статье речь идет о новом фильме, где на фоне государственной пропаганды и при поддержке властей в виде обильной рекламы телепрограммы Сокуров, чтобы создать видимость государственной поддержки, демонстрирует свою независимость, и от участия в нем формально отказывается. Тем не менее реакцию общества на этот фильм мы с тобой уже слышали, и реакция эта была крайне негативной. Удивляться этому не приходится. Сокуровы в интервью советской прессе и либеральной публике отзываются об СССР с большим сочувствием, чем о США. Видимо, они считают, что их кино ближе к советскому образу жизни. Перемену в отношении Москвы к кинематографическому вопросу (а к нему в последнее время в СССР все чаще и чаще начали возвращаться, в том числе и Сокуры) Сокурова можно понять и объяснить. Как я уже говорил, официальная история в СССР считалась более важной, чем история жизни людей, и стала очередной маской тоталитаризма. И они, Сокуровые, приняли вызов, брошенный этой маской, и тем самым заявили о себе как сторонники либеральной культуры, как художники, способные преодолеть идеологические оковы не только тоталитарного, но и любого другого режима, в котором они живут. Однако для того, чтобы снять, а не играть на государственных заказах, и не прикрываться спиной государства, для этого нужен дар художника, а его у Сокуровых нет. Нельзя сказать, что у них и раньше его не было, но раньше их действия были продиктованы политическими мотивами, а Сокуровский характерный жест, как я говорил, и прежде всего показ семейного киножурнала, можно трактовать и с политических позиций. Кроме того, многие факты его творчества заставляют его самих открещиваться от ответственности за свои прошлые поступки.