Русский исход
* 80 лет назад произошло событие, ставшее началом новой, второй волны эмиграции из России. Вслед за Белой гвардией из страны были выдворены самые яркие представители российской либеральной интеллигенции: писатели, мыслители, поэты, журналисты, публицисты, ученые, художники. Их основным жизненным принципом, во многом определившим всю дальнейшую судьбу страны, стала формула "свобода, равенство, братство". Однако подобная устремленность в иные страны не могла не привести и к конкуренции идей. Так, столичный журнал "Нива" публиковал произведения как представителей русской демократической интеллигенции, так и представителей тех ее групп, которые находились в эмиграции по идейным соображениям. При этом отношение российской либерально-интеллигентной элиты к новой власти, ее лидерам и самому принципу не могло быть однозначным. Подобная разноплановость в восприятии новой действительности оказалась не по душе многим русским, оказавшимся за рубежом. Известный писатель В.В. Розанов так описал это явление русской эмиграции: "Большевики были хамы, но, в общем, мои симпатии стояли за них. Все же прочтите, как по-хамски это было описано: "Если он будет и впредь писать свои грязные, незакрывающиеся письма, я ему посоветую помочиться в морду". Вот уж поистине хамство в чистом виде. И откуда только большевики взяли эту гадость, чтобы так расписаться в собственном хамстве" (Розанов В. Сочинения. Т. 2. С. 284). Но это еще было полбеды. Хуже всего пришлось тем, кто оказался отрезан от России внутренними противоречиями. Пришедшие к власти революционные агитаторы провозгласили лозунг национальной революции и начали писать о том, что теперь они будут строить заново Россию по тем же канонам, по которым прежде строили старую Россию. Но подобная риторика не могла ни устроить многих в русской эмиграции, понимавшей, что революция эта не принесет ее народу ничего, кроме бед. Особенно недовольным представлялась позиция большевиков, настаивавших на создании Великой России от Карпат до Камчатки, в которой должны были быть признаны все народы, проживавшие в пределах Российской Империи. Но в связи с этим возникало и противоречие между патриотическими идеями и требованиями новой власти. И это противоречие, которое можно было разрешить лишь при одном условии: если Россия откажется от всех бывших завоеваний. Приняв от большевиков эти завоевания, приняв новую государственную символику, Россия вступила на путь не национальных реформ, а реставрационных.
Год: 2002 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Алексей Денисов |