Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Жизнь как роман
Страна: Россия
Премьера фильма: 01 января 1970
Продолжительность фильма: 01:30:00
* Они стояли у истоков русского авангарда, дружили с Хлебниковым, Маяковским, были влюблены в одну женщину — Эльзу Триоле… Двое великих ученых, литераторов, поэтов, музыкантов. Его заслугам посвящен мой второй рассказ «Точка зрения». Третий рассказ — «Избранные стихотворения» — я писал по просьбе Льва Шейнина, известного советского писателя. В 1958 году в издательстве «Советский писатель» вышла моя книга «Вне себя», где были опубликованы подборки избранных стихотворений. Помню, как после первой публикации Шейнина мне позвонила его жена и сказала, что он хочет познакомиться с моими стихами. Лев Борисович купил мне книжку с дарственной надписью и сказал, что пришлет фотографии. С тех пор я и получаю его автографы. Пока я работал над рассказом, перебирая старую стопку отсканированных фотографий, Лев Борисович позвонил мне и спросил, как я закончил рассказ? Я ответил, что закончил прекрасно, ему остается только убрать «подозрительные» стихи и некоторые непонятные поступки героев и убрать официальную, советскую официальность. Лев Шейнин не стал возражать, а через несколько дней выслал мне корректуру рассказа. Там, где раньше стояло: «Стр. 389 — 390». Теперь: «На стр. 381 — 382». Больше мы к этому вопросу не возвращались. А спустя какое-то время Шейнин позвонил мне: — Хотел бы я знать, кто его подарил рассказу такое убожество? Как сумел молодой поэт написать такую халтуру? «Однажды я встретил его с дамой. Та была беременна на пятом месяце. Они о чем-то щебетали на скамейке». Когда я первый раз встретил Исаака Бабеля, я думал, что больше никогда его не увижу, а он сказал: «Знаете, Алексей Николаевич, вот вы пишете, чтобы рассказать об этой женщине, а написать о ней — не можете». Это означало, что я должен сменить язык, стиль. Человек, который пишет, чтобы о ней написать. Потому что она для него никакая не женщина. Предположим, писатель взялся писать роман о чудесной женщине, красивой и умной, которая живет в нашем обществе, в эпоху свершений, революции, мира, прогресса, роман в стиле времени.