Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных
Страна: Россия
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 01:29:00
* На сей раз Алексей Пивоваров обращается к другой войне, не менее кровавой и трагической: раскулачиванию и коллективизации начала 1930-х. Это была самая масштабная и массовая крестьянская контрреволюция, которая так и не закончилась, обнищав и оправившись через годы страшных бедствий, она вспыхнула вновь и приняла самые уродливые формы в приволжских и сибирских регионах, где крестьяне никогда и не были опорой коммунистических вождей и где в годы коллективизаций погибли миллионы человек, а сама крестьянская страна рухнула в бездну голода.На это раз Пивовар предлагает обращаться к материалам непосредственно 30-х годов, к тому же фундаментально непроработанным, и, главное, его фильм делает это при помощи работы с архивными данными. Но он загнал себя в некую ловушку.Во-первых, архивные документы до сих пор открыты только для историков и исследователей. А Пивоват обращается к ним в годы, когда почти все архивы и после войны были закрыты, и у всех исследователей были, мягко говоря, очень сложные отношения с органами госбезопасности. Как известно, в середине 30- х и даже в 40-е годы исследователи активно работали над темой расказачивания. Но и после смерти Сталина они не получили доступа ни к архивам, ни к публикациям, ни даже к их отдельным документам, прежде всего собственно раскулачивания.Кроме того, исследование Пивоварта нельзя было расширить. Исторические документы обычно не выходили из-под спуда в массовом доступе, они проходили процедуру утверждения в Институте истории партии, и только после этого их стали открывать. А уж тем более архивы по всей стране. Пивоватый же изначально собирался сделать фильм о разгроме сталинистской идеологии и о том, какой ценой он происходил.Но дело в том, что и в страшные коллективизаторские годы, и во время новой волны террора государство старалось сохранить систему общественных отношений, не подвергая ее слишком резкой деформации. Конечно, она стала более открытой, по-новому снабженной налогами, цензурой, правилами и т. п., но и в рамках этой открытости обществу оставались недоступны многие частнособственнические отношения и пережитки прошлого.Пивоварова интересует не столько то, что было на самом деле, сколько то, как это должно было бы быть, чтобы общество в этих условиях стало более терпимым к тем, кто уже полностью утратил права собственности, и смог бы сопротивляться уничтожению частной и коллективной собственности.
Год: 2012 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Иван Скворцов |
В главных ролях |