Писатель и вождь
* Звание советский писатель возносило литератора на небывалую высоту. И дело не только в материальных благах. Советский писатель не просто описывал великие подвиги и свершения, — он давал образцы гуманизма, утверждал духовные ценности, гнал мракобесие и бесчеловечность. Отечественная литература на пике своего величия требовала от общества нравственного преображения. Она готовила народ к великим свершениям, к рывку в неведомое, к новым героям. Она составляла идеологию. Она задавала высочайшие идеалы: добро, справедливость, душевное равновесие, представление о долге и чести и так далее. Печатные страницы, указы, указания, программы, наказы… Вот, к примеру, «Памятка начинающему литератору». Она призывала: «Помни, что ты должен гордиться своей профессией! Думай и работай не только о том, как можно улучшить жизнь людей, – думай еще и как ты, писатель, сможешь помочь людям преодолеть у них недостатки, конфликты, болезни, научить их искусству жить, понимать законы жизни, отличать добро от зла, искать позитивные явления в окружающей действительности…». А вот теперь, по прошествии нескольких лет, более чем полувековой давности: «Не занимайся самопиаром, самолюбованием, самоанализом…». «Излишне гордится своими литературными достижениями не следует», – подчеркнул И. Сталин. И в этом был верен данному ранее партийному идеалу писатель. Вождь и учитель всегда помнил, что литература есть выражение духовной жизни общества. От мастерства писателя зависит многое. Современный писатель – это не механический автомат, который воспроизводит чужие идеи и чужие образы, а прежде всего созидатель. От него зависит, к чему можно прийти в реализации идей, намеченных партией и Советским государством. Главное в творческой деятельности писателя – его вдохновение. Прежде всего вдохновение. Излишне говорить о том влиянии, которое оказывала на писателей, на их творческую мысль и в конечном счете на всю советскую литературу именно система, благодаря которой удалось преодолеть формализм, создать школу социалистического реализма. Т. Севастьянова. И еще один важный момент. Доминантой эпохи была идея. Карьера, известность, популярность, материальное благосостояние – все это не только способ самовыражения, но и средство достижения поставленных целей.
Год: 2004 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Владимир Мелетин |