Бесприданница
Страна: СССР
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 01:52:00
* История Ларисы Огудаловой, полюбившей Сергея Сергеевича Паратова — человека, привыкшего жить на широкую ногу, импозантного помещика, не скупящегося на проявления щедрости. А Лариса — героиня Островского — бьется за свое счастье, но счастье ее вне любви. Последнее обстоятельство и отличает роман Островского, в основе которого лежит конфликт между природой и человеком. Ее глубинная суть — конфликта между радостью и горем человека, между рабством человека и его свободой. Нравится нам или нет, но этот конфликт, возвышающийся над всеми иными историческими конфликтами, в XX веке стал главным предметом споров и обсуждений не только у нас, но и в Германии, и в США, и на Западе, и, что особенно важно, в России. Тема противостояния человека и природы, пожалуй, никогда не волновала русскую прозу, не ставила ее в один ряд с произведениями Толстого, Достоевского, Чехова и Н. В. Гоголя. Нет в русской литературе и таких фильмов, как по роману «». Удивительным образом роман Островского не выходил за рамки, установленные официальными нормами, привычкой к классицистской эстетике. В этом смысле сравним с романом Островского и фильм Михаила Ромма «Идиот», снятый по одноименной повести Ф. М. Достоевского в 1953 году. Фильм, получивший премию на международном кинофестивале, не имел большого успеха у зрителей, но его тревожные, морально-философские проблемы оказались столь близки нашим соотечественникам, что оказали значительное влияние на мировую культуру XX века. Эстетические идеи романа изложены Достоевским так, что их можно принять без особых оговорок, не вдаваясь в суть этих идей. С открытием в XIX веке понимания человеческой природы, воздержания от насилия и признания ценности самобытной личности, ставшей носителем полноты любви, роман обретает пророческое значение для современной культуры. Но роман этот не испытал восторгов, исходящих от человека, родившегося в России и полюбившего ее, приезжавшего сюда трижды и оставившего глубокие пометы на рукописных страницах бумаги. Прочитав роман Островеского, мы привыкли к тому, что человек хорош сам по себе, и нам кажется диким, когда о нем говорят, что он, к примеру, жаден, неумен, порой глуп и т. п.