Собиратели теней
* Это своеобразное воспоминание воспоминаний. Путешествие заключено в три условных пространства: заброшенное в пустое поле — общежитие для вынужденных переселенцев, штольня заброшенной шахты, развалившаяся радиальная ветка метро на территории военного городка. События рассказа «Ночное время» переплетаются с судьбами его героев, воссоздается эпоха «оттепели», когда люди верили в свое счастливое будущее и не боялись совершать ошибки. «А может быть, и боялись. Например, Ноздрев, очень хорошо понимая это, упрямо шел по ветке метро, углубляясь в дебри пространств, где прежде не бывал. А почему? Потому что не верил, не знал, не боялся. А он боялся. Очень боялся. И все-таки шел», — эти слова автора романа прямо связаны с названием рассказа. Иванов-Ринов позволяет себе произнести слова, которые в свое время категорически не допускал в советское литературоведение: «Человек, отправляясь в путешествие, верил, что действует во имя какой-то высокой цели» — именно через это наивное и вместе с тем совершенно точное утверждение проходит в рассказе нить, с одной стороны, преемственности поколений, с другой — постепенного искания человеком истины, познания своих чувств и страстей, преодоление себя самого ради счастья других. Так сближаются они, два мира, два человечка — Ноздров и Гоша, который когда-то тоже совершил путешествие во времени, и кажется, что рассказ будет читаться именно так, как его написал автор — не один герой, а два временных потока, переплетенные между собой. Финал рассказа вызывает в памяти произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», которое, в отличие от рассказа Иванова-Ринова, в эти годы было недооценено многими специалистами-филологами. Повесть «Новое назначение», которая рассказывает о судьбе русского инженера в Эстонии, напомнила Иванову-Ринину о его ровеснике, жившем в Петербурге в начале XX века и писателе Леониде Андреевиче Андрееве. В этом рассказе тоже говорится о счастливом детстве и отрочестве, о мечтах, о жизни, полной красок, о любви, о смерти. И в отличие все-гаки от Иванова-Ринова, который не выбирал персонажей для своего рассказа, Андреев не только повествует о своей жизни, но и пишет повести и рассказы, в которых показывает, что жизнь — это вечная борьба.
Год: 2006 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: неизвестно | Режиссер: Мария Кравченко |