Focus
Страна: Франция
Премьера фильма: 1 февраля 2004 (Франция)
Продолжительность фильма: 00:14:00
* Действие фильма начинается в маленьком голландском городке. Молодые мужчины Ганс и Карл с женой и маленьким сыном каждое утро собираются за одним столом в местном ресторанчике, чтобы позавтракать. И однажды Карл замечает, что на столе лежит рождественская открытка, которую кто-то оставил накануне. Они обмениваются ею и, переглядываясь, начинают гадать, что там написано. В этот момент они неожиданно для себя заметили, что события пошли совсем не по тому сценарию, на который они рассчитывали. “Творчество, — говорил кинорежиссер, — в конечном итоге — это и есть интуиция”.[5 - Dahlen W. Ashes to Ashes: On Cinema and the Future of the Arts. — London, 2003.] Уходя от определения “социальная критика”, показывающее текущие массовые народные движения, к определению “социальные эксперименты”, режиссер резко меняет контекст и добавляет туда элементы социальной драмы, называя такую картину “социальной драмой”. Ее действие происходит в течение нескольких дней — от первого момента в маленьком городке до последних дней, когда жена Ганса собирается на Рождество с ребенком. На протяжении всего действия автор фильма “отказывается от некой суммы обычных сюжетных ходов и витиевато ведет повествование, обходя острые углы и серьезные социальные проблемы. По сути, он создает другую реальность, более реальную, чем время, в течение которого разворачиваются события.”[6 - Dyke G., Rutter G. “The Way We Live: The Lives and Literature of the Bourgeoisie and its Lovers”. — Boulder, CO: Westview Press, 1996. — P. 117.] По мнению режиссера режиссера Яна Флеминга, “материал, используемый в фильме, невероятно богат, как богат и его главный герой, способный его переварить. А это значит, что с помощью заранее продуманных (и как оказалось, довольно эффективных) приемов сценарист смог достичь очень серьезного и мощного эффекта воздействия на зрителей.”[7 - Fleming J. Aleksander Borkov. — Toronto, 1986.] В фильме зритель действует, как бы от лица героя, но одновременно и со стороны, что наполняет историю ощущением сопричастности зрителя к происходящим в фильме событиям. Фильмы, затрагивающие социальные проблемы, подводят зрителя к размышлениям о том, кто мы и для чего живем.