* Один из величайших режиссеров мира Сергей Михайлович Эйзенштейн несколько лет вынашивал амбициозный замысел экранизации Капитала Карла Маркса. Этот необычный проект оказался слишком велик и требователен как к самому автору, так и к кинооператору, снабженцу и исполнителю главной роли, а главное к художественному вкусу и темпераменту всех участников процесса. Идея экранизировать «Капитал» не нова: уже в 1905 году по роману Маркса были сняты два фильма. Но только Эйзенштейну удалось воплотить ее в жизнь, сделать не только технически, но и художественно совершенной, отшлифовать до такой степени, что «Капричос» У. Г. Кинниана и фильм «Хождение по мукам» Л. М. Леонидова по романам И. А. Бунина сегодня все еще считаются классическими советскими экранизациями произведений классиков мировой литературы. Однако в 1935 году Эйзенштейна попросили снять о творчестве знаменитого марксиста фильм из двух частей. Первая часть, основанная на разговоре Сталина и Ленина, получалась для советской пропаганды слишком идеологически окрашенной, а о работе с другим кумиром — Троцким — режиссер не думал. Эйзенштейн сразу отверг обе части: идейное содержание романов настолько разные, что понять их можно лишь прочитав книги. Но без «Каприз любви» было не обойтись — и режиссер обратился к Александру Довженко, который согласился снять фильм на деньги Госкино, так как считал Троцкого своим кумиров. Это «Прощание с Матерой» — это о сельской жизни и о крестьянском творчестве. Сам Эйзенвальд признавался, что ему ближе эта картина, чем «Хлеб», который он снял в 1957 году по материалам романа Бунина «Жизнь Арсеньева», который не читал, но фильм понравился. Киностудия Довженка в Каневе была заброшенная, а сам Довженок жил в «американских тридцатых» и, возможно, по этой причине ничего толком снимать не хотел. Эйзенштадт срочно собрал на главную роль свою дочь Нину. Других актеров кроме нее, актеров, никогда не игравших в кино, не было. Бюджет фильма составил 150 тысяч рублей. Долги достигли миллиона, а фильм был готов только через шесть лет. И вот наконец долгожданное лето 1936 года, Эйзенштаб снимает второй фильм и теперь уже о Троцком.
Год: 2008 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Nachrichten aus der ideologischen Antike - Marx/Eisenstein/Das Kapital | Режиссер: Александр Клюге |
В главных ролях |