* Семь историй о людских грехах, семь разных ситуаций с разными людьми из одного района показывают нам реальную картину Сербии. В одном случае отец семейства, еврей, которого мучают кошмары, отправляет детей на богомолье в монастырь Почаев, который находится в нескольких сотнях километров от дома. Там дети идут в церковь, где им читают молитвы о том, чтобы Господь снизошёл на их родителей. Но ночью в доме появляются привидения. В другом случае священник, чтобы избавиться от хронической бессонницы, идёт в церковь и кладет под алтарь пакет с коробкой початков кукурузы (в Польше кукурузы не было). По окончании службы женщина требует от священника вернуть кукурузу, но тот отказывается и уходит, прихватив с собой коробку с початками. И только в третий раз священник возвращается с коробочкой. Утром того дня он рассказывает о случившемся семье, но последствия этой истории ему не известны до сих пор. Сегодня, когда я пишу эти строки, я пишу их не в Белграде, а в Польше, на берегу реки Висла, недалеко от деревушки Плоцк. Наша польская диаспора насчитывает около 200 тысяч человек. И это очень давняя история. Она началась чуть ли не две с половиной тысячи лет назад и история, которая началась с ветхозаветных текстов, изложенных на древнееврейском языке, получила своё продолжение в английских текстах, переведённых на английский язык, а оттуда на английский и многие другие языки. Мы сами пишем на английском, потому что они уже давно стали языком международного общения. Так вот, в этой истории был такой момент. В 1660 году один из католических священников, отец Мацек Тернер, оказался человеком, для которого, помимо фанатичной веры, было свойственно чувство юмора. Он назвал себя «наемным шутом и некромантом». Этот человек был членом ложи, он был духовником, а сам готовил и приносил в жертву капище, которое находилось в лесном массиве (сейчас на этом месте стоит храм). У него была собственная традиция, и он сам собирал человеческие жертвы. Впрочем, среди тех, кто регулярно «приносили в жертву» отца Мацека Тернера, не было евреев. Более того, он не был ни особенно набожным, ни фанатичным человеком. Мацек был по-прежнему атеистом. Но он знал, что видит сам по себе, и не хотел никого обманывать. Историки не знают, как это происходило.