From Russia, for Love
Страна: Канада
Премьера фильма: 17 декабря 2000 (Канада)
Продолжительность фильма: 00:53:00
* Действие фильма начинается с того, что выдающийся французский путешественник маркиз де Кюстин совершил поездку по Северо-западной Сибири. 10 февраля 1837 года в Тобольске он опубликовал трактат, который называют Путешествие в Россию. Путешествие было приурочено к визиту в Россию Марии-Антуанетты, которую глава французского правительства Виктор Гюго пригласил в Россию для переговоров по новым торговым соглашениям. В книге Де Кюстина «Россия в 1839 году» мы можем прочитать следующие слова: «Там, где прежде бурлила жизнь, теперь все больше чувствуется умирание, и лишь там, где современная цивилизация только начинается, царит порядок. Человек ушел от мира, и в его жизни царит хаос. Там, где лучшие люди оказываются нужнейшими, они терпят нужду. Темный народ запутался и мучается, но в целом это смиренная покорность с точки зрения умного человека». Блестящий русский писатель Федор Достоевский в своем знаменитом романе «Бесы» писал: «Есть народ, который живет всегда под татарами, как под прессом, и никогда не спрашивает, за что его притесняют, а всегда только благодарит». В качестве татар-населения в книге описывались народы, которые в XVIII веке подвергались “татаризации” в результате политики Петра Великого. Ровно через сто лет после декабристов на совещании Государственной думы был поднят вопрос об уничтожении крепостного права. На нем присутствовала и императрица Александра Федоровна. В ответ она назвала картину, представленную Малютиным, «невежественной клеветой на весь русский народ». Вот такие ассоциации возникают из-за имени народного художника. И все это направлено на «манипулирование сознанием» подрастающего поколения. И цель – доказать, что Россия-де убогая страна без аристократии, что население страны составляют нищие маргиналы. А народ, мол, только и ждет, когда его опять «притеснят». «Но этот народ-дурак, этот народ без царя в голове, он ни на что не способен, кроме ворчания и стенаний, и эта великая мерзость и есть русский народ. Мы призваны научить его цивилизованности и заставить его жить – как жили многие веками в Европе. Мы должны бросить ему Евангелие и показать демократические перспективы».