Kartasi
Страна: Югославия
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: неизвестно
* Действие фильма начинается с того, что студент средней школы отправляется в лес на экзамен по математике. И там его насилует маньяк, позже оказавшийся его преподавателем. Человеком, который помогает главному герою, является его отец. Далее Павич рассказывает историю, которая произошла с ним во время учебы в университете. Однажды у него случился приступ эпилепсии. Он понимает, что с ним что-то не так, и переживает ужасные ощущения. Этим занимается его отец, попутно рассказывая о себе. Что-то вроде того, как он перенес клиническую смерть. Однако перед смертью он видел образы семи архангелов. Павич за свою жизнь прочитал немало христианских и эзотерических книг, включая «Искусство любви» Блаватской и «Душа после смерти» немецкого психиатра Г.Р. Штиллинга, и мистическое толкование Библии трактует как использование архангелами различных аспектов духовной энергии с целью привлечения внимания людей к своей воле. Я прочитала книгу еще в студенческие годы, во времена СССР, и мне очень понравилось, поэтому я купила ее в нашу домашнюю библиотеку, в которой, как известно, ничего из личной библиотеки перекупить невозможно. Потом с друзьями обсуждала эту книгу в общежитии. В 2008 году режиссер Крсте Матеянович снял фильм Kartasy (Южная Европа), и я впервые услышала эту историю на русском языке. И мне она понравилась больше, чем в книге. Все-таки Павич – фигура уже известная, и то, что он решил сыграть сам себя в этом кино – это своего рода вызов, брошенный почти ушедшему в историю мифу о себе любимом. Фильм с иронией показывает абсурдность всего происходящего: настолько зрители становятся невольными участниками киноленты, что им приходится вести себя как самому Паувичу – то есть пытаться найти объяснения происходящим процессам. В этом фильме Паувич написал несколько произведений в стиле «хоррор» – «Акулы и матери», «Идите сюда, друзья-любовники», «Заговор», – которые также были экранизированы. В 2003 году писатель был удостоен престижной Международной Букеровской премии. Сам Павич считает, что большое количество известных литературных произведений является не просто отражением реальности, а попыткой «очеловечить» миф.