На венгерском пустыре
Страна: Венгрия
Премьера фильма: 8 марта 1973 (Венгрия)
Продолжительность фильма: 01:40:00
* Действие фильма начинается так: бутафорский взвод солдат и офицеров стройными рядами марширует под трелями маршевых труб оркестра. Командир взвода — генерал — комиссар, начальник штаба — полковник, начальник артиллерии — майор, начальник связи — подполковник. Молодые люди в полевом обмундировании мелькают перед нами, как кадры кинохроники. Движения раскованные, красивые. И вдруг контраст между этим воинственным парадом и «пятачком», залитым кровью, неожиданным и трагическим, контраст, от которого делается не по себе. Возникший из «ничто» перед строем, судивший и расстреливавший людей, изувечивший детей и стариков, на глазах у всех погибавший, словно превратившийся в какой-то призрачный образ, в некую фикцию, туман… Панический страх, овладевший людьми, чудом вырвавшиеся из последних сил люди, ищущие спасения, в отчаянии бросающиеся бежать. В результате этого — загнанные в угол, обессиленные, полумертвые офицеры, покрытые кровью, в которой они сами уже не видят различия между жизнью и смертью, между тем, что еще минуту назад было жизнью, и тем, чем через мгновение окажется бездыханным трупом. Сцена, которая поначалу не кажется чем-то шокирующим или неестественным. Но… когда в это видится «нечто» сверхестественное, сверхъестественное, живущее отдельной от них жизнью… Оставим на совести Данелии выводы относительно «существенности» страшных сцен. Само ощущение страха, страха смерти — это уже реакция, выход подсознания, попытка убежать от действительности в вымышленный, фантазийный мир. Ведь, по сути, не так уж и много и изменилось после 1941-го… Это не так, это действительно существенно. Но, как говорила знаменитая Людмила Петрушевская: «Зрелищное воздействие превосходит всякую реальность». Понятие сущего — «сущее вечно», трудно охватить и охватить. Скажем, «сущими» в полной мере мы можем назвать звуки, краски, запахи. Но «сущим» является все это «сущиствование» в той мере, в какой мы осознаем наше существование, то есть, что «я есть».
Год: 1972 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: A magyar ugaron | Режиссер: Андраш Ковач |
В главных ролях |