* Сталелитейные заводы в районе Кладно под Прагой, 50-е гг. На огромной свалке железного лома сосуществуют «недобровольные добровольцы» — рабочие (бывшие завсегдатаи кабачков, студенты-медики и мелкие торговцы, которые во времена экономических кризисов вновь и вновь «вступают в социалистические лагеря и примыкают к коммунистам»), безработные и мелкая буржуазия и «государственные добровольцы», которые добровольно принимают на себя все дополнительные тяжести, и даже несколько пенсионеров. Права безработных, как правило, не соблюдаются, но министр труда и социальных дел республики предлагает ежегодно увольнять двух-трех безработных по состоянию здоровья и выплачивать пособие, примерно равное годичному пособию по безработице. Предостережение на этом заканчивается. Вернер Хаазе, за которым еще лет десять назад ухаживала жена, уже не может устроиться на работу и живет на благотворительные средства, которыми его снабжают соседи, коллеги по врачебной профессии, студенты и священники. Неизвестно, получал ли он какие-либо пособия, но если судить по его рассказу, то они не были ему слишком обременительны, скорее, наоборот. Это подтверждают и другие участники, описывая жизнь безработных после освобождения. Поскольку «группа Шваба» в данном случае мало чем отличается от всех других социалистических организаций, то, очевидно, сам автор пришел в восторг от этого. Даже «нормальная» реакция большинства читающих этот роман людей не может не вызывать легкой насмешки: баскский крестьянин перемалывает собственными зубами, чтобы не умереть с голоду, картошку, которую он потом выбрасывает. Его жена, несмотря на собственные муки, проявляет трогательную заботу о детях, которым приходится есть то, что она и их отец отыщут в мусорной куче. Неудивительно, что на обеденном столе в доме крестьянина на стене висит плакат, призывающий его не бросать «ничего съедобного» в мусорные ящики — с ног до головы наглый буржуа. Однако смысл плаката — не в том, чтобы привлечь внимание крестьян и заставить их бросить работу в полях, а в том чтобы показать, что жизнь их очень разнообразна. Этот текст очень хорошо подходит к тогдашней ситуации, когда о безработице не приходилось и мечтать. Крестьянин прекрасно понимает, что вся его продукция находится в распоряжении арендатора, но другого выхода, кроме как свалить на него всю грязную работу, у крестьянина нет.
Год: 1969 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Skrivánci na niti | Режиссер: Иржи Менцель |
В главных ролях |
В фильме показано, как группа солдат возвращается с войны домой. Молодые, красивые, жизнерадостные. Фильм настолько не соответствует действительности, что вызывает недоумение. Что происходит с молодыми людьми, которые прошли ужас войны? У них вместо голов пустые баки, наполненные молоком. Как такое возможно? Где их чувство юмора? В общем, это фильм не про войну и не для войны. Он про то, насколько люди не могут забыть, насколько плохо они живут.