Слово железнодорожников
Страна: Польша
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 00:22:00
* Точно выверенный по драматургии, мастерски смонтированный в духе английских документальных картин 30-х, этот фильм стал переломным для Мунка и всей польской истории… Кажется, только в 1906 году – уже через четыре года после начала кинематографического десятилетия – появился в польской кинопрессе голос, у которого вполне отчетливые прозаические мотивы. Речь идет о литературно-критической работе известного польского писателя Игнаца Матушевича «Польская критика», опубликованной в 1908 году в журнале «Север». Статья интересна не столько своими литературно значимыми, хотя и несколько назойливыми, размышлениями о кино и художественной литературе, сколько своими высказываниями о самом становлении польского кино. Особенно интересно замечание, что уже тогда в Польше был кинорежиссер, который «снимал немцев и американцев, но не поляков». «В связи с этим, – пишет Матусевич, ― мой взгляд на кино был несколько другой, чем взгляды большинства моих товарищей по профессии. Мы во всем сомневались… А, во-вторых, то, что мы видели на экране, нас не интересовало. Мы чувствовали, что так будет всегда, что наш кинематограф – это нечто завтрашнее, это новое дитя в семье простых жанров кинематографа, что не следует строить сколько-нибудь долговечных планов на будущее. Считалось, что экспрессионистская школа на Востоке была самой настоящей палочкой-выручалочкой в борьбе с модернизмом и исторической относительностью… То, что нам показывали в тот период, можно определить так: «фильм – одно сплошное насилие, и все тут!»». Но уже в 1908-м Матусек становится убежденным сторонником операторского кино, а вскоре, в 1908–1909 годах, снимает там фильм «Соленый дождь». Вот что пишет он по этому поводу в журнале своей организации: «Я говорю об операторском кино не потому, что оно мне ближе и понятнее, чем монтажный или экспрессионизм, а потому, разумеется, что я его знаю и ценю. Я знаю, что он много может дать, но возможности его… в некоторой степени ограниченны. Поэтому я лишь следую за ним. Операторское кино приносит определенную динамику и интригу, но оно не может всерьез повлиять на человека, заставить его думать. И поэтому я не должен, не могу, не буду переживать этого». Матусевича трудно упрекнуть в излишней заносчивости. Его позиция – взвешенная и определенная.
Год: 1953 | Бюджет: неизвестен |
Оригинальное название: Kolejarskie slowo | Режиссер: Анджей Мунк |
В главной роли |