Три летних дня
Страна: Сербия и Черногория
Премьера фильма: 27 ноября 1997 (Греция)
Продолжительность фильма: 01:30:00
* Действие фильма начинается с убийства полицией демократически настроенного к тому времени крестьянина, что вызывает всплеск протеста его односельчан. С одной стороны, убийство воспринимается как нападение на свободу слова и общественную безопасность, с другой стороны, протестует лишь незначительное меньшинство – остальные с негодованием относятся к полицейским действиям, как к вмешательству в личную жизнь. Если бы это был просто акт терроризма, справедливая реакция последовала бы немедленно – а так восстание затягивается. В итоге стихийные народные выступления становятся политическими, поскольку народ чувствует свою солидарность с убитым крестьянином – народно-освободительной борьбой. Именно о таком положении и говорится в фильме. Стругацкие написали повесть «Трудно быть богом» по одноименной повести Стругацких. В основной своей части она не имеет отношения к обсуждаемому фильму и конкретным событиям, так что рассуждать о том, какова была научная основа создания «голодающих деревень», заведомо бессмысленно. Тем не менее, отдельные мотивы романа «Град обреченный» встречаются в фильме достаточно часто. Это и скрытый монархизм «свиньи с ушами», и намек на то, что бесконечно глупые и злобные люди не могут спасти мир от всеобщей катастрофы, и скрытая социал-империалистическая издевка, и несколько грустная пародия на примитивное стремление политизировать любые, даже самые естественные движения человеческой души (если совместить с реалиями народной жизни, мы получаем весьма отчетливое изображение борьбы за власть, что не может не вызывать по меньшей мере улыбку). Интересно, что Стругацкие вполне осознанно писали свой роман в «северных широтах», после чего в течение двух лет после написания переместились южнее (во Франции, Италии, Испании, Великобритании) так, чтобы можно было видеть всю планету из разных мест. Казалось бы, перед нами роман о том времени, когда человечество еще не имело понятия о таком понятии, как «средство массовой информации», но Стругацким это не помешало создать в романе очень точное и даже математически выверенное изображение человеческого мира. Это интересно не только как аллегория межгалактического диалога человечества с братьями по разуму, но и как история создания «Обитаемого острова». В 1995 году редакция журнала «Новости космонавтики» выпустила совместно с Россотрудничеством «Дискурс вавилонской башни» С.В.