Далекая невеста
Страна: СССР
Премьера фильма: не указано
Продолжительность фильма: 01:27:00
* Донской казак Захар, потерявший во время войны родных, приезжает со своим другомКеримом в Туркменистан. Захар надеется, что его невеста Гюзель, живущая в Атешгяхе, обратит на него внимание, тем более, что у неё в Астане жених. Но Гюзелин не замечает Захара, и он снова остаётся ни с чем. В конце фильма звучит диалог Захара с Керимом, в котором они оба признаются друг другу, что так и не сумели найти свою любовь. Фильм получил Премию ЦК Компартии Туркмении "Талак" 1979 г. и Премией ЦК Комсомола СССР "За лучший сценарий 1979 г."[2]. Не случайно И. Тарханов написал сценарий именно об этой встрече, которая произошла на перевале Каратаг. Таш-Кабак ("то, что остается после того, как скрылась луна") — символ непостоянства, таящейся в сумерках ночи жизни. А блеск луны символизирует вечное обновление жизни, воскрешение и бессмертие[3]. Сценический образ Гуррагчи, созданный Гурбанмурадовым, не получил в СССР популярности[2][3]. Как отмечает исследователь творчества и режиссёр Сапармурат Расулмурадов, драматургия Гуррагча "по сути дела, лишена философского подтекста, характерна тонкой иронией, обезоруживающей зрителя и вызывающей смех". Гуррагчей как зримым образом зла в современном мире стали называть в 1968 году Н. Губенко и В. Потапов, соответственно, в 1981 и 1991 годах[2], а с началом конфликта между США и Ираком в 2003 году в Греции Гуррагчу как лидера мирового зла в игровом кино стали называть режиссёры Э. Л. Гатти и М. Д. Пассамелла[4]. В 2006 году английский писатель Н. П. Джульетто посвятил Гуррагче своеобразный литературоведческий анализ под названием "Последний из Аладдинов" (англ. The Last of the Adventures of the Aladdin). В этой книге Н. Джольетто писал, что Гуррагч — "самый чарующий персонаж из главных героев сказок "Тысячи и одной ночи", самый идеальный ковёр-самолёт своего времени, невинно убиенный сын Нептуна, шпион в дебрях так и неподтверждённых индейских мифов"[2][4]. Историк кино В. Г.