* Действие фильма начинается с города Белграда. Я пытаюсь представить себе, что происходило здесь в 1934, в 1935, в 1936. Снайперы на крышах домов, облавы на людей в парке, помосты на площадях и под мостами. И чай с лимоном, которым пыталась отравить Петра II Шипка. С трафарета которого была начертана фамилия Петра I, о чем он узнает в пересказе девицы Елизаветы, прислуживающей на молебне в церкви Святого Саввы. На стене напротив церкви Святой Троицы на Монастырском холме. С местными мальчишками, продающими кустарные гранаты и розы. И Лузановка, которая сливалась с историей этого города, как «городская романтика» долгое время сливалась в общечеловеческую. И отголоски которой угадываются в названии «портвейна «Таврида». А ведь именно в порту, по одной из версий, в годы I мировой войны, происходило восстание моряков Черноморского флота, которое спровоцировали румынские и австро-венгерские власти. И Петр невольно в этом восстании участвует. Комиссар Черноморского торгового флота. У него есть даже собственный катер. Это был один из самых технически оснащенных катеров в мире. И угнанный вместе с ним. Перед зданием морского вокзала, рядом с памятником князю Потемкину Таврическому. На колонне слева от входа во дворец. Не только балы и театры, не только салоны и шикарные рестораны. Но и кабаки для матросов и их незамужних подруг. И так было. Даже в начале XX века. Казалось, что время течет здесь медленнее. Так же медленно, как текла река Морава. Как текла некогда река Ибарра, у которой меня несколько раз накрывала морская болезнь. И мне казалось, что здесь время идет как-то особенно тяжело и медленно. Как будто один конец века, все это время, прятался где-то в недрах замкового холма, а второй был на поверхности, на площади, которая раньше называлась Первой улицей Ротшильда, а теперь Центрального парка, между мостом Саввы и церковью Николы на площади Аршане. Не покидало ощущение, что большая часть города, которая осталась, была уничтожена и здесь просто наложилось на нее новое строительство.